ОК, подвожу итог. Есть места, которые сами по себе обладают некой сокральностью: ну, например, ржаное поле или берег моря с перевернутыми вверх дном лодками. То есть, настолько самодостаточные, что не требуют словесной расшифровки. Довольно их только назвать и подсознание само подсовывает готовый набор ощущений и чувств. Я и не знала, что Крит – тоже такое место. Не ожидала, что еще до отъезда с острова мы начнем строить планы возвращения – уже без турагентств, чтобы не ездить по радиусу, как на поводке, вокруг отеля. Я очень-очень хочу на майский Родопос, в ущелье мертвых (Закрос), на Ксерокампус, в Агию Фотию, Агиос Павлос… И, кончено, хоть на пару-тройку дней опять в Ханью.
«На свете счастья нет, есть лишь покой и воля». Вот Крит – это покой и воля. И впервые я это почувствовала рядом с крепостью
Аптера…
… куда мы приехали сразу после оформления аренды машины, и где я впервые увидела лежащий вокруг Крит. Даже эта часть его была почти бесконечна: прямо передо мной серебристо-синяя вода окаймляла горизонт, а справа изгибалась по холму древнеримская стена. Это был совсем другой мир, нежели тот, из которого я прилетела.
И сразу адаптироваться к нему у меня не получилось – он был слишком широк, почти бескраен, в отличие от моего. В нем как-то сразу потеряли силу и значение мои тревоги. Что тоже было непривычно и потому первое время на Крите немножко напоминало ходьбу по натянутому канату. Но очень быстро выяснилось, что мир этот спокоен и, действительно, бесконечен…
С тех пор, когда я смотрю на фотографии Крита – наши, и на Google Earth, я думаю: какой же всеобъемлющей и непостижимой должна быть та сила, которая не просто создала эту красоту, а, главное, сделала нас настолько восприимчивыми к ней. И, знаете, в случайный микс из хромосом мне тогда особенно не верится.
Спасибо за внимание и удачных вам путешествий!