Есть посреди южного берега Крита бухта в скалах и рядом с ней огромный пляж под дюнами. Над ними — свитки шоссе, усеянные редкими апартаментами. Все вместе это Агиос Павлос.
С одной стороны бухту ограничивает гора Sleepy Dragon, хотя, по-моему, она больше похожа на крокодила, нежели на спящего дракона:
С другой — глядит на каменное чудище отель «Agios Pavlos»:
А это я в гамаке, висящем в кафе на мысу отеля:
На мысу отеля, сказала я, и не оговорилась. Он почти встроен в скалу, и так сжился с ней за долгие годы, что стал ее частью. Чуть выше в горы хозяева построили новый корпус — «Kavos Melissa». Номера в нем просторней и изобильней на бытовые прелести, вроде кухонных уголков. Закладывая петли меж отельчиков и таверн шоссе, спускающееся с гор, оставляет «Мелиссу» чуть правее, на холме. Одолевшему эти некрутые виражи путнику о близости бухты первыми сообщают три бело-синих зубчика центра йоги «Yoga Plus», встающие над морем:
Старый отель «Агиос Павлос» укрыт от стороннего взора и почти неразличим с дороги. Но мне нужен только он — прилепившийся под скалой словно ласточкино гнездо. Он весь как единое домашнее пространство, вместе с кафе, рестораном и пляжем. В отеле четыре этажа, на самом верхнем — номера с отдельными балконами (в одном из таких жили родители). На центральном этаже, что вровень с дорогой – ресторан и кафе. А под рестораном глядят с каменных уступов в море еще два этажа. Номера там объединены широкими террасами. Каждое утро, выходя босиком на уже теплые плиты, я слушала, как чирикают птицы в виноградных лозах. И глядела на кораблик, привозивший дайверов из соседней Агии Галини.
Если подняться с террасы по левой лестнице, попадешь в кафе и ресторан (кафе названо в честь скалы напротив — «Sleepy Dragon»).
Если идти по правой лестнице окажешься на площадке перед отелем с парковкой, детской игровой и небольшим магазинчиком.
Ну а вниз по ступеням будет пляж. Заход у него каменистый. Но нырни, и встретишь под водой залегших на дно плоских камбал и кружащих над ними дайверов и разноцветных рыбок.
Днем в ресторане собиралось много разномастного люда. Выделялась группка поджарых мужчин и женщин из соседней «Йоги Плюс». Специально для них и для всех любителей правильного образа жизни помимо основного меню тут организовано специальное — вегетарианское. Его пишут мелом на доске при входе в ресторан. Ничего не могу сказать о сих блюдах – правильный образ жизни мне несвойственен. Кроме жильцов «Агиоса Павлоса», «Мелиссы» и «Йоги Плюс» тут обедает много сторонних личностей, например, бородатые дядьки с рюкзаками, пришедшие от Триопетры, и снисходительно поглядывающие на парочки, приехавшие на авто.
На закате все пришлые исчезали за горным хребтом – кто на своих двоих, кто на машинах и байках. Когда в небе гасли блики, и в бухту со скал поднималась теплая тьма, постояльцы собирались на ужин. Если налетал ветер, окна заслоняли прозрачным тентом.
Заказы у посетителей вечером принимали хозяин – мистер Димитрис, и его жена. Пара официантов была у них на подхвате. Мистер Димитрис облачался в темный костюм, но легко было представить его с перетянутой широким кожаным ремнем талией, с торсом мокрым от брызг, на носу минойского корабля. Крепко сбитый, с черной бородой и пронзительным взглядом, вероятно, он привык отдавать распоряжения и в прошлой жизни. Димитрис держался сдержано-вежливо, подходил к каждому столику и рассказывал, что особенного сегодня приготовили на кухне. С иными выпивал узо под краткое «Ямас!» Чем больше я наблюдала за ним, тем больше убеждалась, что не случайно он поставлен управлять этим отелем. И если бы только можно было проследить цепь воплощений души, то… здесь перед глазами вновь возникал корабль и слышался гул валов. Веранда над темной бухтой вытягивалась и уходила в них дальним концом. Димитрис с женой без спешки и суеты так ловко и быстро обслуживали посетителей, что казалось, исполняют давно разученный танец. А за соседним столом поднимали бокалы, и пенились волны внизу у камней.
Три блюда в ресторане были особенно хороши. Первое – молочный коктейль. Собственно, это растопленный пломбир (и где его здесь берут?). Второе – фирменный салат «Агиос Павлос» с изюмом и грецким орехом под кисло-сладким соусом. Третье – кальмары. Их не вываливают в жирном кляре, как в большинстве критских таверн, а подают как есть нагими, слегка приправленными нежным соусом.
Ночью мы спускались на пляж, но не по лестнице от отеля, а по верху бухты, вдоль олеандровых зарослей. Под фонарем чиркали крыльями летучие мыши, а в мягкой темноте посвиркивали цикады. В июле, куда бы мы не направились, нас везде преследовал их истошный попугайский гомон. И только на Агиосе Павлосе насекомые вели себя тихо.
— Наверное, им стыдно тут орать, — предположила Алена Денисовна.
Пушистые заросли олеандров прячут таверну «Мама Ева». Большая удача, когда на таком крохотном пятачке сразу два хороших ресторана. Хотя, выдерживать конкуренцию с «Агиосом Павлосом» непросто… Хозяйка – мама Ева, стареет. За те пять лет, что я ее не видела, она сжалась и усохла. Столиков в ее таверне под открытым небом тоже уменьшилось – с прежним объемом справляться уже тяжело.
На пляже мы ложились на песок и смотрели в небо.
— Удивительно, что звезды не шипят там, где соприкасаются с морем — думала я.
Весь свод было охвачен их серебряным полыханием. Но здесь, на берегу, было темно. И ни звездное мерцание, ни свет из кафе и ресторана не выдавали лестницу, ведущую прочь из бухты, на спину горы-Дракона.
Только солнечные лучи помогали обнаружить ее широкие каменные ступени:
Каждое утро мы поднимались по ним и шли по тропке в песке до утрамбованной ногами и колесами площадки. Попасть к ней можно и не заезжая в бухту – спускаясь с гор, надо свернуть направо вскоре после апартаментов «Meltemi» на короткую грунтовку, повинуюсь самодельному указателю «Beach St. Paul Sandhills». Оставив в стороне корпус «Кавос Мелиссы» грунтовка приведет к этой импровизированной автостоянке.
Отсюда начинается спуск…
Внизу — пляж под дюнами. Или пляж Дюны святого Павла, как его иногда называют. Выступом скалы он разделен на восточный – с зонтиками:
И длинный – западный.
Спускаясь к любому из них важно соблюдать два правила: надевать под сандалии носки, чтобы не обжечь ноги песком, и идти по протоптанным в дюнах тропкам – песок не везде однороден, есть места, где под ним скрываются каменные плиты – устоять на них, ничего себе не ободрав, непросто.
Особенно сильно мы любили западный пляж. Проводили на нем утро и вечер. Пространство тут бесконечно. Вдали в дымке от брызг вставала Триопетра.
Мир, оставшийся наверху за дюнами, казался ненастоящим.
А реальный лежал здесь — от одного края горизонта до другого. И одновременно весь умещался во мне.
Однажды, когда Аленка ловила в прибое краба
Я встретила на пляже женщину. Она глядела в море и плакала. Заметив меня, махнула рукой и сказала по-английски:
— Ничего. Это из меня выходит боль.
В другой раз я встретила ученика школы йоги, которого видела пару раз в ресторане отеля. Нагой он сидел посреди пляжа и улыбался, глядя на горизонт.
А однажды на закате мы поднимались по дюне. Снизу доносилось пение – вероятно от группы, решившей заночевать в палатке под скалой на пляже. Чем ниже уходило за море солнце, тем тише и нежней становились голоса.
С площадки над дюнами я прощалась с этими местами, когда мы переезжали в Палеохору. Агиос Павлос представлялся мне Вселенной. Чтобы каждый ее гость мог помолчать, отдышаться и задышать свободно, здесь есть пляж под дюнами. Чтобы каждому хватило на это времени, здесь поставлен старый отель.
Далее – Палеохора.
Это брошенный край земли…
Но добраться туда легко.
То, что спрятано там, вдали,
вдруг окажется под рукой…
Но добраться туда могли
через синий туман морей
только дикие корабли,
не имевшие якорей! 😉
Ох, Марина..!
Как всегда — стихотворная форма много выразительней прозы. Именно оно… да.
«дикие корабли,
не имевшие якорей»
ЗдОрово!!!
Петляет смысл, как брошенная лента.
Теперь жалеть не стоит ни о чём.
Всё — ерунда. Но только кроме лета, —
Твоих волос, рассыпанных дождём…
😉
Очень впечатляюще, получила огромное удовольствие от рассказа, спасибо! Подскажите, на каком сайте бронировали отель?
Я бронировала непосредственно на сайте отеля:
http://www.agiospavloshotel.gr
у нас был тип комнат «Veranda Rooms (sea view)»
Для брони списалась с Мистером Димитрисом (форма обратной связи — во вкладке «Contact us»)