Пещеры

Из трех виденных пещер: Св. Софии, Мелидони и Зониана, наибольшее впечатление произвела Мелидони. Приехали мы туда, не зная о ее грустной истории. Я бродила по пещере и поражалась причудливости и разнообразию форм сталактитов и сталагмитов. Некоторые из них напоминали колонны, а большинство: перекошенные лица и черепа с костями. Еще там есть сталагмит, по форме точь-в-точь сидящая на камне хрупкая девушка:

Уже перед уходом, муж, лазавший по камням с фотоаппаратом, запросил background к пещере (информацию на русском языке на листке бумаги дают при входе вместе с билетами). Только тогда я и прочитала, что в Мелидони погибли 300 детей, женщин и стариков… Странное то было чувство, особенно, если учесть, что буквально минуту назад, до чтения листовки, я недоумевала, по какой причине природа выбрала для своего воплощения здесь формы страдания и смерти…

А вот Зониана особого следа в памяти не оставила – только россыпь разноцветных огней, подсвечивающих залы. Нам очень повезло, что с нашим приездом началась экскурсия. В пещеру пускают только с экскурсоводом и только, когда соберется достаточное количество народа (в нашем случае «достаточным» было 9 человек). Гораздо больше самой пещеры понравилась долина внизу – зеленая (наверное, в мае она просто прекрасна), с воздухом хрустальным от звона козье-овечьих колокольчиков.

Кстати, по пути в Зониану из Мелидони немного заблудились. Поняли это, когда указатели пошли сплошь на греческом, а на дороге вместо маленьких жучков арендованных машин, стали попадаться исключительно пикапы местных. Движение пикапов было подчинено какому-то неведомому нам плану. Обгоняли нас порожняки, а навстречу ехали машины, груженые белыми мешками. Собственно, деваться было некуда – после какой-то неопознанной развилки дорога осталась всего одна и по ней мы приехали то ли к заводу, то ли к фабрике. Там, значит, и раздавали мешки, что в них – не знаю. Поехали обратно. В какой-то деревушке остановились. Народу – никого, все, наверное, на той фабрике-заводе. Мы с Аленой вышли и сразу пошли в таверну. Встретили старенькую хозяйку, всю в черном, как положено, и быстро наладили с ней дружественный межнациональный диалог. Для этого мне потребовалось четыре слова: «КалимЕра! ПаракалО, Зониана, эвахристО». Ей – три. Два из которых – ответы на мои приветствие и благодарность. Она вывела нас с Аленой во двор, махнула рукой на дорогу, откуда мы приехали, подняла 4 пальца, сказав: «км», после чего махнула направо. Понятно, в общем – прямо, через 4 километра направо. Потом старушка еще какое-то время погладила ребенка Аленку по головке, после чего отпустила нас искать подземелье.

По пути из Зонианы заехали пообедать в таверну – первая по правую руку, при въезде в Аксос (рядом с церковью). Сама таверна очень красива – открытая веранда нависает прямо над долиной, с крыши спускается виноград, рядом, на склоне зреют гранаты.Несмотря, на то, что место туристическое ( в смежном помещении сувенирный магазин), кормили очень вкусно! Lamb chops (баранина на ребрышках, свиной сувлаки (шашлык) и йогурт с медом, по нашему мнению, были здесь самыми вкусными за весь отпуск). Кстати, ближайший аналог критскому йогурту с медом, полученный нами после долгих экспериментов в Москве (участники: простокваша, разные виды йогурта, ряженка) — это творожок «Агуша» без фруктовых наполнителей, смешанный, соответственно, с медом.

В Аксосе вдоль дороги много лавок, торгующих вышитым текстилем (совсем рядом находится городок Анойя, известный своими ткачихами). Несмотря на то, что к вышивке я равнодушна – у меня куча родственниц-рукодельниц. В одной из лавок я совсем уж было приготовилась купить льняную скатерть с вышитыми оливками. Остановили меня слова продавщицы, в переводе на русский звучавшие так: «Берите, мадемуазель, все очень дешево, конец сезона – цены снижены». На русского человека прямое побуждение к действию оказывает обратный эффект. Потому я заподозрила подвох и не взяла. И правильно сделала. Позже, в Ханье я купила две (!) такие скатерти за 14 евро, против 11 евро за штуку в Аксосе (и это со скидкой).

Дикий пляж

Если ехать по Национальному шоссе от Рефимно в сторону Ханьи, то не доезжая Кавроса будет съезд к дикому пляжу (напротив церкви). Кстати, про Каврос. Очень не понравилось расположение отелей Кавроса из-за их зажатости между националкой и морем. А сам поселок отрезан шоссе. На мой взгляд, Каливес расположен несравненно лучше.

Так вот на пляж мы заезжали пару раз, возвращаясь вечером в отель. Народу почти не было, тишина… Долгий песчаный пляж, заход в воду – мелкая галька. Хорошо там, вольно. Сколько таких на Крите! Он бескраен, и солнце садится за гору. А где-то за горами конкретно этого пляжа – Ханья… мне кажется, этот пляж и ему подобные больше, чем жизнь.